Пешеходный мост «Симона де Бовуар», Париж

37-й мост через Сену, торжественное открытие которого состоялось в июле 2006 года, стал не только архитектурным событием в жизни Парижа, но и культурным – это первый мост, названный в честь женщины – философа и писательницы Симоны де Бовуар. Изящный и смелый бросок  однопролётного моста  архитектора  Дитмара Файхтингера должен быть близок духу французской феминистки и подруги Жан-Поль Сартра.

Текст: Анна Гусева

Фото: David Boureau, Jo Pesendorfer

общие данные

  • Объект: Пешеходный мост «Симона де Бовуар»
  • Архитектурный конкурс: Сентябрь 1998 г
  • Проектирование: 1999
  • Строительство: 2004 – 2006
  • Общая длина, м.: 304
  • Длина центрального пролета, м.:  194
  • Ширина моста, м.: от 6 до 12
  • Площадь пешеходного покрытия, кв.м.:4000

команда

  • Заказчик: Департамент Дорог и Транспорта города Париж
  • Архитектура: Feichtinger Architectes
  • Инженерия: RFR Ing?nierie
  • Консультант по инженерии: Bernard Vaudeville

градсправка

«Мост Симоны де Бовуар» построен в юго-восточной части Парижа. Новый мост, предназначенный только для пешеходов и велосипедистов, расположен между мостом Берси и Мостом Тольбиак. Создание моста задумывалось  еще в конце 1980-х годов Atelier Parisien d’Uranism одновременно с разбивкой парка Берси, для того, чтобы жители 13-го, всё более урбанизирующегося округа получили доступ к парку на другом берегу. Строительство Национальной Библиотеки сделало строительство пешеходного насущной необходимостью. 14-я линия метро, проведенная к Библиотеке Миттерана позволяет быстро добраться до 13 округа, однако чтобы попасть в парк приходилось обходить весь район по мосту справа или слева. Новый мост связал площадь перед Национальной Библиотекой Миттерана и  парк Берси на другом берегу Сены, благодаря чему теперь из с одного берега на другой можно попасть напрямую. Кроме того, новый мост привлёк внимание как жителей  Парижа, так и туристов к этому достаточно удаленному району, зажатому между железнодорожными путями вокзала Берси и Сеной. В истории Парижа это четвертый пешеходный мост, и самый протяженный из всех.

строительство

  • Подвесная конструкция выполнена из стальных балок, толщина листа от 100 до 150 мм. Конструкция подвешена на двух «бумерангах», которые закреплены в железобетонном основании, укрепленном, в с вою очередь, в известковом грунте.
  • Амортизаторы  высокотехнологичные гидравлические, расположены по краям моста.
  • Береговые устои моста состоят из компрессионных элементов, «бумерангов» и элементов натяжения.
  • Металлические конструкции Eiffel Constructions M?talliques
    Сталь  70% – Dillinger H?tte, 30% – Duferco Clabecq
  • Отделка деревом CM Leduc

инженерия

Электричество, свет: Forclum
Лифты: Etna Fapel
Аэродинамические тесты: PSP Aachen
Прочие испытания: SETRA

описание

В марте 1999 года первая премия архитектурного конкурса на проект пешеходного моста в районе Берси, организованного мэрией Парижа, была присуждена проекту, разработанному командой под руководством Дитмара Файхтингера, австрийского архитектора, основавшего в Париже бюро Feichtinger Architectes. Принять участие в конкурсе были так же приглашены такие архитекторы как Тадао Андо, Крис Уилкинсон  и Марк Мимрам (Marc Mimram). Предложение Файхтингера покорило членов жюри своей элегантностью и в то же время исключительной рациональностью. Как в блестяще доказанной геометрической теореме, здесь найдено простое и изящное решение:  мост образован двумя синергическими, то есть  взаимодополняющими, элементами – пологой аркой и подвешенной «цепью».
Конструкция моста «Симона де Бовуар» производит сильное впечатление – две пересекающиеся дуги перекинуты с одного берега на другой – никаких опор, никаких пауз, одно непрерывное плавное движение. При общей длине моста в 304 метра и ширине 12 метров 190-метровый пролет парит над Сеной безо всякой опоры на пилоны. Издали конструкция моста напоминает линзу, которую образуют две дважды пересекающиеся дуги. За этот игривый композиционный прием мост сразу же получил прозвище La Lentille – «линза». Благодаря разноуровневым входам и лифтам мост связал четыре пространства: двух набережных, террасу парка Берси и плазу  перед Национальной Библиотекой.
«Мост – это организм, гибко взаимодействующий с окружающей средой», — считает архитектор. Для Дитмара Файхтингера среда и ландшафт становятся ключевыми факторами при выборе направления работы над любым проектом, и зданию, или  в нашем случае мосту, «не надо быть слишком сложным». Здесь темой стала река – ее роль в жизни города и как транспортной артерии, и как градостроительной оси в его планировке, и  как элемента природы. Контекст образован рекой и двумя противоположными по типу организации районами парка и библиотеки. Пешеходный мост позволяет архитектору задуматься не только о  связующей функции моста, но о видах, что будут открываться во время прогулки. Переплетение  силовых линий вылилось в интересную игру подъёмов и спусков променада, предоставляющих свободу выбора и многообразие видовых точек на окружающий пейзаж. Сама же «линза» превратилась в двухэтажный мост: с верхнего яруса открывается вид на исторический центр Парижа, а с нижнего протяженностью 65 м – «скадрированная» панорама на реку.
Как и в веревочных мостах, здесь конструкция и пешеходная зона слились в одном целое, поэтому волнообразное движение конструктивных кривых отражено в линии палуб пешеходной зоны: центрального променада (ширина от 6 до 12 м шириной),  и двух боковых (шириной 3 м). Узкий променад, поднимающийся с правого берега из парка Берси, в точке пересечения с провисающей дугой расширяется до 6 метров, и продолжает движение вверх уже по дуге арки, так что перед вами постепенно вырастают прямоугольники стеклянных башен библиотеки. А широкий променад, начинающийся с правого берега, опускаясь к реке, разделяется на два узких (3 м) карниза по обеим сторонам моста, и во второй точке встречи с арочной дугой вновь превращается в широкую палубу.
Дитмар Файхтингер убежден: «Скелет здания – вот, что должно интересовать всякого архитектора прежде всего», — и мост, пожалуй, является лучшим полем для реализации этого принципа. В конструкции моста всё очень чётко как в схоластической сумме – есть целое, которое подразделяется на разделы, а те, в свою очередь, на пункты: мост длиной в 304 метра состоит из трёх элементов: центральной линзы, которая также, в свою очередь, подразделяется на три части, и двух боковых пролётов, которые проходят над набережными Сены. Центральная часть моста образована расположенными друг над другом на расстоянии 5,2 метра «аркой» и «цепью». Две плоскости соединены  вертикальными стойками, которые сами  архитекторы прозвали «обелисками». Обелиски расположены на расстоянии 7 м друг от друга и состоят из четырёх стальных труб, собранных в пирамидальный пучок, острым концом упирающийся в нижнюю плоскость, а широким «основанием» в свод арки.
Все элементы и секции моста, по возможности изготавливались заранее, что бы минимизировать сварочные и сборочные работы. Например,  конструкции линзы длинной 106 м  были изготовлены из стали на заводе в Эльзасе, откуда они был перевезены по Рейну в Нидерланды. Из Нидерландов путь лежал в Северное море в Гавр и, наконец, по Сене вверх – в Париж. 28 января 2006 года конструкции были приварены к опорам Сены за одну ночь.
В подобного рода конструкции все детали несут большую поперечную нагрузку, и  поэтому даже самые толстые пластины были укреплены литыми дополнениями в поперечнике, благодаря чему удалось создать изящную и прочную конструкцию. Большинство частей  моста – это сваренные из листового металла балки и плоские детали. Число болтов постарались свести к минимуму, чтобы избежать потенциальной опасности появления ржавчины. Ограждение вдоль променада представляет собой эдакие плоские «зубья» из стали, между которыми натянута мелкая сетка, блестящие перила выполнены из алюминия
При строительстве моста, помимо стали, архитекторы использовали также дерево для  обшивки «пешеходной палубы». Использовались только дубовые доски, изготовленные из деревьев, поваленных в лесах  Иль-ле-Франс декабрьской бурей 1999 года. Доски перемежаются с резиновым противоскользящим покрытием. Естественный цвет дерева немного меняется – беловато-серый при ненастной погоде, и коричневатый в солнечную. Хотя цветовое решение моста фактически нейтрально – стальной цвет конструкции и сероватый цвет палуб при дневном освещении вписывают его в современный пейзаж: того же тона асфальт шоссе на набережных, чуть светлее камень набережных, а чуть темнее вода под мостом.
Однако вечером всё меняется. Подсветка моста заслуживает особого внимания. Светильники вмонтированы в ограждение  снизу и в перила, таким образом, что свет, направленный под низким углом, мягко очерчивает волнообразные линии конструкции. В мягком свете проявляются золотые тёплые тона дубового дерева. Но помимо ламп ограждения не используется больше никаких источников света, чтобы не разрушать очарование парижской ночи.
Работы были завершены в июне-июле 2006 года проведением целого ряда тестов, в частности, проверок на вибрацию и динамику: нескольким сотням добровольце, главным образом студентам из инженерных институтов Парижа, пришлось ходить строем по мосту и дружно прыгать по команде архитектора в особых точках, проверяя конструкцию на прочность.  Вибрации, что влияют на вертикальную и горизонтальную кривизну поверхностей, гасятся за счёт динамических амортизаторов, расположенных как под пешеходными палубами, так и по краям моста.
Мост «Симон де Бовуар» связал не только два берега Сены, но и две противоположных визуальных среды: волнообразным движением мост уходит в зелень парка на правом берегу, тогда как на левом берегу он устремляется в заполненный зданиями урбанистический пейзаж.  Вся конструкция моста легко прочитывается, тут нет тайн – всё открыто и прозрачно, никаких лишних деталей или декора. Можно сказать, что Дитмар Файхтингер вернул на берега Сены французский пуризм, каким его пропагандировали Ле Корбюзье и Озанфан с его «рационалистически чёткой передачей «устойчивых» предметных форм,  изображением «первичных» элементов, на восприятие которых затрачивался бы минимум энергии». Но есть «но», которое не позволит спутать  мост  2006 года с объектами 1926 или 36 годов. В основу проекта положены не сами первичные элементы и их пропорциональные соотношения, а  силы, которые в них заложены, и эти силы, по словам архитектора «должны быть ясно читаемыми и очевидными». Инженерные приоритеты архитектора привели к тому, что благодаря своей конструкции мост приобрел и дополнительную функцию – социально-организующую: пространство в центре «линзы» используется для устройства небольших выставок, артистических перфомансов и обычных пикников с видом на реку. И естественно, как всякий мост нового тысячелетия, построенный в столице, неизменно привлекает внимание туристов.
Дитмар Файхтингер, основатель и руководитель архитектурного бюро Feichtinger Architectes:
- В основе этого проекта лежат три ключевых идеи. Первая – найти естественную связь между двумя уровнями на обеих берегах, соединив пешеходную зону и монументальное урбанистическое окружение. Вторая – перекрыть Сену в один пролет без использования промежуточных пилонов и иных громоздких конструкций. И третья – сделать паузу где-то на середине трёхсотметрового променада, – эдакая «плаза», где можно было бы  остановиться и взглянуть на реку, вдохнуть воздуха, оценить освещение и восхититься Парижем. Этот пешеходный мост предлагает множество вариантов маршрутов по нему и множество разных перспектив, так что переход с одного берега на другой ни одному человеку не покажется скучны и длинным. Мне как архитектору это качество объекта кажется самым важным.


Метки: , , ,


Оставить комментарий

Опрос

Кто виноват в ситуации с "Домом на Мосфильмовской"?

Показать результаты

Журнал ARX

Архив | Заказать

Популярные теги





Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Котировки девелоперов

$/акцияИзм., %Кап, $M
AFID1.06-4.23% 555.28
PIK4.04-7.34% 1992.77
RGI2.5-5.12% 404.47
LSRG9.18-0.05% 4299.17
HALS1.67374.65
Raven0.9656497.54
РТС1766,93-0,05% -
Нефть Brent94.3 -
Последнее обновление: 08:54 (МСК) 30.12.2010

Подписка на наш эксклюзив

Ваш e-mail:

Подписаться Отписаться

Реклама


-