Квартал 2b-2c в районе Nuovo Portello, Милан

Милан, как и Москва, задыхается в кольце промышленных зон, которые правительство города стремится превратить в полноценные городские кварталы. Проект Nuovo Portello – хрестоматийный образец грамотной реабилитации промзоны. Помимо продуманной программы застройки, он замечателен отменным качеством архитектуры. Мы имеем в виду в первую очередь не то, что дома красивы (хотя они очень красивы), а то, что насколько детально и вдумчиво выстроены жилые системы.

Текст: Артем ДЕЖУРКО,

Фото: Cino ZUCCHI

общие данные

  • название объекта: квартал 2b-2c в районе Nuovo Portello
  • программа: пять социальных и три коммерческих жилых дома, офисное здание
  • расположение: район Nuovo Portello, Милан, Италия
  • проектирование: 2002 г.
  • строительство: 2004 – 2007 гг.
  • площадь территории, га: 1,8
  • площадь застройки, кв.м.: 17252 (муниципальные дома-пластины – 5 005, муниципальные дома-башни – 2 902, коммерческие башни – 4912, офисное здание – 4433)
  • общая площадь построек (с подземными этажами), кв.м.: 32000
  • площади домов-пластин, кв. м.: 11441
  • площадь башен с муниципальными квартирами, кв. м.: 5724
  • площади башен с коммерческим жильем, кв. м.: 8834
  • площадь офисного здания, кв. м.: 5300
  • квартир: 259 (в муниципальных домах-пластинах – 116, в муниципальных башнях – 68, в коммерческих башнях – 75)
  • машиномест: в жилых домах: 354 (116 – в муниципальных домах-пластинах, 70 – в муниципальных башнях, 168 – в коммерческих башнях); в офисном здании: 169 и 25 парковочных мест для мотоциклов
  • этажность: надземных этажей: дома-пластины – 8, башни – 12, офисное здание – 4; подземных – 2 под каждым зданием
  • отметки максимальной высоты, м.: дома-пластины – 27,5, муниципальные дома-башни – 42,1, коммерческие дома-башни – 45,35, офисное здание – 16,72

команда

градсправка
Территория, где прежде находился завод автоконцерна «Альфа-Ромео», расположена на северо-западе Милана, чуть в стороне от крупнейшей магистрали города, образованной улицами Viale Certosa и Corso Sempico, последняя из которых выходит на парк Семпико и центральную ось Миланского замка. Таким образом, она превосходно связана с городским центром. На юго-востоке с участком граничит комплекс старых зданий Миланской выставки, на месте которых администрация города планирует скоро построить квартал небоскребов по проектам мировых архитектурных звезд. Окружающая застройка – это, в основном, многоквартирные дома конца XIX – XX веков. Самые старые из них стоят блоками, с фасадами, вытянутыми вдоль улиц, и замкнутыми дворами внутри; более новые – островами; среди них есть и дома-пластины, и дома-башни. Генплан территории разработал с конца 1990-х годов патриарх миланской архитектуры Джино Валле (Gino Valle, 1923-2003 гг.) совместно с компанией Pirelli & C. Real Estate Project Management. Согласно этому документу, она делится на пять участков. На первом наследники Джино Валле построили торговый центр. На втором архитектор Чино Дзукки построил квартал с восемью жилыми и одним офисным зданием. На третьем по проекту Чарльза Дженкса сейчас создается городской парк. На двух южных участках, по другую сторону широкой Viale Serra, студия Джино Валле проектирует крупный офисный комплекс, а  Гвидо Канали (Guido Canali) – еще один квартал жилых домов.

строительство

  • фундамент: железобетон
  • конструктивная система: железобетонный каркас
  • несущие конструкции: колонны и стены
  • перекрытия: железобетонные плиты
  • ограждающие конструкции: муниципальные дома – обесцвеченный облицовочный кирпич (cotto dell’Impruneta, Sannini Impruneta, Италия), известняк (pietra di Trani), крашеный алюминий; коммерческие дома и офисное здание – камень (на башнях – индийский песчаник, DARK_FERN, на офисном здании – серый песчаник, Pietra del Cardoso), стекло
  • кровля: на муниципальных башнях – скатная, титан-цинк (Rheinzink, Германия), на остальных зданиях – плоская, бетонная черепица
  • двери: алюминий и стекло, Sermeca, Cocif
  • оконные системы: алюминиевые и деревянные рамы, Sermeca, Cocif

описание

Джино Валле, разработавший Интегрированную программу развития (Programma Integrato di Intervento) района Портелло, стремился добиться максимального разнообразия городских функций в пределах одного района. В одном только квартале 2b-2c, который застраивает Чино Дзукки, друг с другом соседствуют муниципальные и коммерческие жилые дома и офисное здание. В последнем даже собирались открыть кафе, которое могло бы стать для жителей квартала центром неформального общения, но в итоге на его месте, к сожалению, устроен шоурум. На соседнем участке расположен торговый комплекс — первое объект, построенный на территории завода после того, как снесли фабричные постройки. Кстати, офисное здание в квартале 2b-2c арендует владелец этого комплекса, компания IPER. Вообще, совмещать в одном районе максимум функций – любимое занятие градостроителей во всем мире, но редко кому действительно удается воплотить масштабную и сложную программу без больших искажений. Проект Nuovo Portello пока остается редким исключением из этого правила.
Девять домов, составляющие кластер, стоят на общем основании – двухуровневой автостоянке, устроенной под всем участком и разделенной на девять, по числу построек, изолированных частей. Да и сами здания мыслятся не как обособленные «острова» архитектурной массы, а как целостная, хоть и насыщенная воздухом, городская ткань. Застройка намного плотнее, чем предполагают каноны модернистского «города-сада», к чему архитекторов, впрочем, главным образом побуждали коммерческие нужды застройщика.
Вдоль юго-восточной границы участка стоят три дома-пластины, повернутые к Виале Серра массивными, с небольшим количеством окон, торцами. Высокая ограда объединяет три торцовые стены понизу, делая их похожими на вырезанный по трафарету силуэт крепостной стены с башнями. Этой стеной квартал отгородился от шума и гари многополосного шоссе.  Северную часть участка занимают пять домов-башен. В трех из них (само собой, в тех, которые стоят ближе к парку) квартиры предназначены для продажи. В двух других, так же как и в домах-пластинах расположено социальное жилье. Интересно, что сама типология дома-башни в Милане сейчас дискредитирована. Слишком много башен, построенных там в последнее время, представляют собой произведения откровенно некачественной, поточной архитектуры. Так что со стороны Чинно Дзукки было большой смелостью решиться на строительство именно высотных объектов. Свой выбор архитекторы объясняют желанием разредить городскую ткань –  с тем, чтобы жители домов, окружающих квартал, могли увидеть в просветах хоть немного зелени парка и поднимающегося за ним рукотворного холма.
В центре участка расположено четырехэтажное офисное здание, в общих чертах повторяющее абрис постройки, стоявшей тут прежде – старой заводской столовой. Эффектный фасад этой столовой, выполненный в интернациональном стиле 1920-х гг., сохранился по Виа Траяно. Новое здание пристроено к нему сзади. Вообще на Виа Траяно дома выходят к самой кромке улицы, образуя вдоль тротуара пунктирную линию фасадов, подобно домам на ее противоположной стороне. В квартал очень легко попасть с этой улицы, пройдя между домами; и обращенный к ней старый фасад с порталом-воронкой, оставшийся от столовой, берет на себя символическую роль входа в комплекс.
На юго-запад, в сторону парка, смотрят лоджии, протянувшиеся вдоль фасадов домов-пластин во всю их длину, и стеклянные эркеры коммерческих башен (сейчас, впрочем, пока еще не достроенных). С этой стороны архитектурная масса пориста, как губка, и максимально открыта солнцу и зеленым просторам вокруг.
Внутреннего двора у квартала нет. Его роль играет тот самый диагональный сквозной проход, о котором говорилось ранее. Дома поставлены так, что наиболее эффектные виды на них открываются именно с этой пешеходной дорожки. Например, с нее лучше всего виден острый, как кончик грифельного карандаша, угол офисного здания. На нее же должны были выходить окна кафе. Две муниципальные башни перекрыты скатными кровлями, чтобы их силуэты, увенчанные фронтонами, фланкировали вход на пешеходную дорожку с севера.
При этом в облике зданий много своеобразного, прежде не виданного: скульптурная работа с объемами, выявляющая контур; синкопированный ритм решетчатых фасадов (хотя сама идея стены-решетки в архитектуре модернизма – тоже не новая); геометризация поверхностей, особенно заметная в офисном здании, где окна выведены в одну плоскость с облицовкой стен, а переход от стены к кровле оформлен как абстрактное ребро, без карниза или парапета.  Все это на удивление естественно сочетается с общей традиционностью построек. Происходит это потому, что архитектор не декларирует свою приверженность традиции. Он просто живет в ней.


Метки: , , , , , ,


Оставить комментарий

Опрос

Кто виноват в ситуации с "Домом на Мосфильмовской"?

Показать результаты

Журнал ARX

Архив | Заказать

Популярные теги





Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Котировки девелоперов

$/акцияИзм., %Кап, $M
AFID1.27665.29
PIK
RGI
LSRG9.88-0.75% 4626.99
HALS1.62-1.52% 363.43
Raven1.034532.78
РТС1875,58 -
Нефть Brent104.49 -
Последнее обновление: 13:54 (МСК) 21.02.2011

Подписка на наш эксклюзив

Ваш e-mail:

Подписаться Отписаться

Реклама


-