Школа-интернат для детей-сирот в Кожухово, Москва « Building
 

Школа-интернат для детей-сирот в Кожухово, Москва

Сегодня очень модно рассуждать о влиянии качественной архитектуры на гармоничное развитие личности. Но до тех пор, пока россияне понимают под школами безликие типовые коробки, эти разговоры обречены оставаться теорией. Архитекторы Антон Надточий и Вера Бутко, пожалуй, одними из первых в России воплотили в жизнь идею о том, что среднеобразовательное учреждение должно быть не только вместительным, но и удобным, а также по-настоящему красивым.

Текст: Артем Дежурко

Фото: Алексей Народицкий

общие данные

  • название объекта: школа-интернат для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей
  • расположение: 1-й Красковский проезд, д. 38Б, Москва, Россия
  • проектирование: март 2003 – август 2006
  • строительство: сентябрь 2005 – май 2007
  • площадь территории, га: 2,12
  • площадь застройки, га: 0.42
  • общая площадь здания, кв.м.: 11 600
  • этажность: у отдельных корпусов – 2, 3
  • отметка максимальной высоты, м: 12,6

команда

градсправка
Кожухово – часть Косино-Ухтомского района, входящего в Восточный округ Москвы.
До недавнего времени строительство в районе Кожухово почти не велось: генеральный план Москвы отводил этой территории роль резервной. Поселок Кожухово, застроенный частными деревянными домами, до сих пор сохраняет облик подмосковной деревни – лишь на его юго-восточной окраине в 2001 году построили фабрику офисной мебели «Феликс». До 2003 года общая жилая площадь района составляла примерно 352 тыс. кв. м., причем треть из них принадлежала частным домовладельцам. В 2003 – 2004 гг., когда ресурсы свободных территорий внутри Кольцевой дороги были исчерпаны, Кожухово стало одной из первых территорий на далеких окраинах города, на которые обратили внимание московские домостроительные комбинаты. НИиПИ Генплана Москвы разработал генплан района, согласно которому там должны быть построены около 1,2 млн. квадратных метров нового жилья. Строятся они в основном на средства частных инвесторов, в роли которых в основном выступают крупнейшие предприятия московского стройкомплекса – в частности, ГК «СУ – 155», один из заводов которого, бывший ЖБИ № 22, находится в самом Кожухове. Два новых кластера панельных домов на западе и на севере от поселка к настоящему времени почти полностью построены. Генеральный план предполагает также строительство новых дорог и развязок, объектов социальной инфраструктуры, гипермаркета, общественного центра общей площадью более 100 тыс. кв. м. и спорткомплекса с автодромом, велодромом и двумя футбольными полями. Долина речки Рудневки, отделяющей северный кластер (9-й микрорайон) от старого Кожухова, должна быть благоустроена и озеленена.  Интернат построен на окраине поселка, который, согласно генплану, сохраняется в неприкосновенности. С севера и запада к нему вплотную примыкают деревенские усадьбы, на востоке простирается поле, за которым располагаются мусоросжигательный завод и Люберецкие поля фильтрации, а на юге участок граничит с небольшой заболоченной низиной, которая в будущем превратится в благоустроенный парк с прудом. На соседнем участке планируется построить кадетский корпус площадью 18 000 кв. м., застройщиком которого выступает компания «Дон-Строй», а проект заказан архитектурному бюро «Атриум».

сроительство

  • фундамент:    железобетонная монолитная плита
  • конструктивная схема:    железобетонный монолитный каркас из стен, простенков, колонн и дисков перекрытий
  • несущие конструкции:    железобетонный монолитный каркас из стен, простенков, колонн и дисков перекрытий
  • перекрытия:    монолитные
  • Лестницы:    монолитные
  • ограждающие конструкции:    фасадные системы Краспан, штукатурка alseco, навесные фасады витражи Schuco – окна и глухие простенки с заполнением эмалитом, остекление витражами в центральном вестибюле, спортивном зале, бассейне и переходной галерее
  • кровля:    плоская
  • оконные системы:    ПВХ

описание
То, что «Дон-Строй» был одновременно и застройщиком, и заказчиком, позволило построить объект очень быстро, сократив до минимума промежуток между стадиями проектирования и строительства. Еще не все рабочие чертежи были готовы, а стройка уже шла полным ходом. Такая организация работы была выгодна всем, кроме архитекторов. Дело в том, что заказчик нередко игнорировал авторский надзор. Каждый раз, сталкиваясь с выбором – исправлять детали, выполненные с отклонением от проекта, или продолжать строить, не сбавляя темпов – он предпочитал экономить время. Ведь от того, насколько быстро комплекс будет сдан в эксплуатацию, зависели сроки куда более привлекательного с коммерческой точки зрения строительства на 4-й Парковой. Вот почему в здании появилось много деталей, которые архитекторы хотели бы, но так и не смогли исправить. Самые заметные – капители на колоннах, поддерживающих бетонный навес над атриумом, и срез этого навеса, не оштукатуренный, как предписывал проект, а облицованный алюкобондом.
Некоторые изменения в первоначальный проект архитекторы внесли сами. Конструкции проектировали в бюро «Атриум». Из-за этого авторы, кажется, иногда не справлялись с искушением отказаться от сложного решения в пользу чуть более простого. Если бы они сотрудничали со сторонними конструкторами, их позиция, вероятно, была бы более принципиальной. Кроме того, из соображений безопасности они изменили облик галереи, объединяющей корпуса. Первоначально задумывалось, что она будет совершенно прозрачной. Но затем витражи решили заменить узкими вертикальными окнами, которые в интерьере прикрыты решетчатыми барьерами.
Архитекторы хотели, чтобы интернат выглядел как маленький город. Они считают, что детям, живущим в нем, важно чувствовать, что у них есть свой дом, своя школа и своя библиотека, расположенные в отдельно стоящих зданиях. Соответственно, комплекс состоит из пяти построек разной высоты – трех жилых домов, школьного корпуса и большого административного здания. Атриум и галерея, объединяющие их – как бы улица и площадь, накрытые крышей и утепленные. Корпуса входят в галерею и атриум уличными фасадами, из-за чего ощущение, что здание состоит из отдельных объемов, не оставляет человека и тогда, когда он находится внутри.
Техническое задание было сформулировано крайне подробно. В частности, в нем устанавливались нормы инсоляции для каждого помещения. Отчасти это предопределило план комплекса. Корпуса стоят на большом расстоянии друг от друга, выстроившись изогнутой цепочкой по линии движения солнца. Это позволило соблюсти нормы инсоляции для жилых помещений. То, что галерея расширяется в сторону атриума, тоже объясняется расчетом. По этой галерее ученики идут в школу. Из дальней двери выходят жильцы только одного, самого маленького корпуса, а к атриуму подходит ученики, живущие во всех трех корпусах. Благодаря тому, что галерея расширяется, плотность людского потока в ней везде одинакова.
Благодаря замысловатому плану комплекса вокруг него возникло ожерелье разнообразных незамкнутых дворов. Чтобы было легче пройти из одного двора в другой, галерею приподняли на столбах. С той же целью «подрезали» нижний этаж длинного школьного корпуса: так его удобней обойти. Перепад рельефа позволил устроить во внутреннем дворе маленький амфитеатр. Дальний корпус стоит на заметном возвышении, отчего галерея подходит к нему не на уровне второго этажа, а ниже. Вообще, этот корпус – особенный. Его первый этаж, с собственным входом с улицы, предназначен для взрослых жильцов интерната, окончивших учебу, но еще не получивших от государства квартиру. А на втором этаже живут самые маленькие. Соответственно, у этого корпуса всего два этажа, в то время как у остальных – три. Поэтому очень естественно, что галерея подходит к нему между этажами. Как и у других корпусов, она приходится на середину высоты, и для того, чтобы попасть наверх и спуститься вниз, надо преодолеть одинаковое число ступенек. Корпуса, разбросанные по неровной площадке, как бы случайно оказались скомпонованы самым удачным образом.
Эта привольная, счастливая архитектура никак не вписывается в сумеречный ландшафт московского панельно-бревенчатого предместья. С какой стороны ни посмотри, она полностью отрицает контекст. Правда, окружающий ландшафт скоро изменится: заболоченную низину превратят в пруд, на берегу устроят рекреационную зону, а по ту сторону пруда возведут кадетский корпус по проекту все тех же архитекторов, Антона Надточего и веры Бутко. Возникнет самодостаточный кластер яркой современной архитектуры с зеленой зоной в центре.

галерея


Метки: , , , ,


Оставить комментарий

Журнал ARX

Архив | Заказать

Популярные теги





Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

-


Подписка на наш эксклюзив

Ваш e-mail:

Подписаться Отписаться